1 Содержание программы I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы 1.1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-6 лет. 1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы. II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 5-6 лет. 2.2. Особенности образовательной деятельности в группе (перспективное планирование). 2.3 Особенности осуществления разных видов деятельности и культурных практик 2.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования с детьми 5-6 лет. 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников. III. РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Методические обеспечение программы. 3.2.Организация жизнедеятельности детей в группе. 3.2.1. Режим дня. 3.2.2. Расписание занятий. 3.2.3. Оздоровительная работа. 3.2.4. Традиции, обычаи, праздники. 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 2 I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей по основным направлениям: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие. Рабочая программа направлена на создание условий развития ребенка, на создание развивающей образовательной среды. Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год. Программа разработана на основе федеральных документов: Закона «Об образовании Российской Федерации» - ФЗ-273 от 29.12.2012г., «Концепции дошкольного воспитания» (1989), приказа №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; «Концепции содержания непрерывного образования» (1993г.), СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организ аций»; с учетом региональных документов: Закона «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013; Муниципальной районной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Донецк»; Устава МБДОУ детского сада №15 г.Донецка. Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образ овательного процесса в условиях работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), с полным 10,5 часовым пребыванием воспитанников (с 7.30 часов до 18.00 часов) в образовательном учреждении, с выходными днями - субботой и воскресеньем. Программа включает целевой, содержательный и организационный разделы 3 Программа состоит из двух частей: обязательной части, в объеме 60% и части, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 40%. Содержание обязательной части Программы разработано на основе программы по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной пс ихологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержание формируемой части Программы обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста во всех образовательных областях посредством реализации специфики социокультурных, культурно-исторических традиций и особенностей Донского края на основе «Технологии ценностно– смыслового развития дошкольников» Р.М.Чумичевой, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохиной Ростов-на-Дону, 2005г. Содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, интегрировано во все разделы программы и осуществляется в различных видах и формах деятельности (экскурсии, целевые прогулки, чтение произведений донских писателей, художественно-творческая деятельность и др.). Организация образовательного процесса осуществляется с учетом климатических, экологических факторов, особенностей культурного пространства представленного системой социальной инфраструктуры г.Донецка (МБОУ СОШ №3 библиотека им. А.С.Пушкина, МБУЗ ЦГБ г. Донецка РО, клуб и др.) и особенностями микросоциума, в окружении которого расположен детский сад. При этом решение образовательных задач основной и формируемой части Программы предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и детей в режиме дня. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) предусматривает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментир ования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 4 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей Программы Цель: обеспечить в полном объеме реализацию задач по всем разделам образовательной программы для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Задачи: 1.Осуществлять работу по укреплению и сохранению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса с учетом природно-климатических условий. 2.Создать условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 3.Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русской национальной и донской региональной культуры, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 4.Содействовать формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности на основе интеграции федерального и регионального компонента содержания образования. 5.Содействовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. 6.Создать единое пространство сотрудничества с родителями и социумом для полноценного развития ребенка и достижения эффективных результатов в реализации образовательной программы на основе обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, программы по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г. Принципы: - принцип развивающего образования; - принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики; 5 - решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников; - принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей; - принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самосто ятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества. Подходы к формированию Программы. 1.личностно-ориентированный подход. 2.деятельностный подход; 3.аксиологический (ценностный) подход. 4.компетентностный подход 5.диалогический (полисубъектный) подход 6.системный подход 7.средовой подход 8.культурологический подход. 1.1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-6 лет. Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет. Дети самостоятельно могут сочинить 6 оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непр оизвольного к произвольному вниманию. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке. Дети проявляют высокую познавательную активность. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Проявляет интерес к поступкам сверстников. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. 1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы. •Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. •Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх. •Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты. •Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. •Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. •Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. •Ребенок обладает развитым воображением. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. •У ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими. 7 •Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в видах деятельности, освоил навыки личной гигиены. •Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; склонен наблюдать, экспериментировать. •Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний. •Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. •Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии. •Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации. •Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо. •Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. 8 II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 5-6 лет. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Педагог должен содействовать своевременному и полноценному развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: психическому создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов в играх с правилами; при выполнении заданий на воспроизведение образца; в рамках работы по обучению движению; в контексте общения со взрослым; в контексте поведения в обществе. Для этого необходимо: -учить детей играть в игры с правилами; -при выполнении заданий на воспроизведение образца в продуктивных видах деятельности учить пользоваться вспомогательными приёмами, анализировать образец и делить его на фрагменты, сравнивать результаты работы с образцом; -учить приёмам поэлементного сопоставления; -учить работать по словесной инструкции; проводить дидактические игры с поочерёдным инструктированием ребёнком партнёров по игре; -учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции учитель ученик; -постепенно вводить правила поведения на занятии; формировать культуру поведения: -знакомить ребёнка с правилами культурного поведения за столом; -правилами поведения в общественном месте; -правилами вежливости; - правилами приличия; формировать способность к адекватной оценке результатов деятельности, в том числе собственной. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: - продолжать формировать представление о добре и зле, транслировать детям общечеловеческие ценности. - воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране — России. - воспитывать патриотизм через формирование уважения к родной культуре и гордости за неё. 9 - воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: - поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность. -уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; -содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками, формировать их как доброжелательные и равноправные: -предотвращать негативное поведение; -обеспечивать каждому ребёнку физическую безопасность со стороны сверстников; -способствовать осознанию детьми необходимости соблюдать правила, нормы жизни группы; - формировать заботливое отношение к более младшим детям, желание и готовность заботиться о них, помогать им и защищать их - укреплять доверие и привязанность ко взрослому, реализуя потребность ребёнка во вне ситуативно-личностном общении. -создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь ко всем детям и заботу о них; - формировать отношение к окружающему миру: -закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; -поддерживать познавательное отношение к миру; - закладывать основы морального поведения: -вносить в образ Я ребёнка представление о наличии у него положительных моральных качеств; -формировать способность принимать критику взрослых и сверстников; - содействовать становлению ценностных ориентаций: -приобщать детей к общечеловеческим ценностям; -побуждать детей проявлять терпимость к тому, что другой человек не такой, как они; - приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа, верности, доброты; уважение к старшим, к культуре и истории своего народа и к своей стране. Образовательная область «Познавательное развитие» «Мир природы и мир человека» Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: -содействовать становлению мотивации учебной деятельности через рассказы о важности учения для успешности во взрослой жизни, о школе, посредством экскурсий в школу; Формировать предпосылки трудовой деятельности. 10 Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности); -развивать самостоятельную познавательную активность; -обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире; -подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, Родина и т. д.): -знакомить с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.) и символами (например, государственная символика, символы Олимпийских игр и пр.); -закреплять и расширять полученные сведения о знаках, символах, знаковых системах через практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов); -формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты; -формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.); формировать у детей умение планировать свою деятельность и жизнь; -показывать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живёшь; -начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами, со странами и народами); -закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о человеке на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и др.): -расширять и закреплять представления детей о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (че- рез историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов); развивать интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни страны; знакомить детей со строением и работой некоторых органов и систем организма (элементарный, адаптированный к возрасту уровень); -закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о мире природы: -продолжать знакомить детей с жизнью животных и растений в разных условиях; расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; 11 -на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире; -подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие; -показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: -формировать и укреплять познавательное отношение к миру: -знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп, компьютер и др.), показывать их роль и значение в жизни человека; -формировать интерес к книге как к источнику информации; формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему: -формировать основы экологической этики, разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле; -формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира; -формировать чувство ответственности за судьбу планеты. «Математические представления» Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности : -знакомить с операциями счёта и измерения как способа выражения количества через число; -развивать представление о необходимости наименования результата счёта и измерения; -сформировать представление об алгоритме операции измерения; -учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчёт, и измерение; -учить алгоритмам действий отсчёта и пересчёта. Дать представление об алгоритме счётной операции. Дать представление о необходимости наименования результата счёта; -формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности; - развивать предпосылки творческого продуктивного мышления. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: -развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счёта или измерения; 12 -формировать представление об изменении и сохранении количества; дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания; -знакомить со знаками «+» и «–» для обозначения арифметических действий; знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка; -формировать представление об обратимых и необратимых изменениях; знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда ; -развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел; -формировать навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка; формировать операцию пересчёта дискретных предметов в пределах 10; -формировать операцию отсчёта по заданному числу предметов в пределах 10; закреплять знание названий геометрических фигур. -закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков; - закреплять умение определять направления относительно себя -совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительно друг друга; -формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий; -совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум признакам, заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком. Образовательная область «Речевое развитие» 5-6лет Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: -формировать отношение к математике как науке. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности: -развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками; -развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний . Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: обогащать словарь: -расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях; -развивать смысловую сторону речи. 13 Формировать грамматический строй речи: -осваивать морфологическую систему русского языка: -употребление имён существительных во множественном числе (один — много); -образование формы родительного падежа множественного -числа существительных трудных форм; -согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами; -упражнять в правильном употреблении категории рода; -практически освоить некоторые способы словообразования; -учить составлению и распространению предложений за счёт однородных членов; -составлению сложных конструкций предложений; закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.); Развивать произносительную сторону речи: -развивать речевой слух: фонематический и фонетический; -уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции в игровых упражнениях, речевых играх и т. д.; -совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих; -упражнять в умении дифференцировать звуки ; -работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение; предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных; -упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям; -развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих; -развивать и совершенствовать связную речь. Для развития диалогической формы речи необходимо: -вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; -приобщать к элементарным правилам ведения диалога; -закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях; -развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми; -работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации; -отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми; -закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета. Для развития монологической формы речи необходимо: -обучать основам построения связных монологических высказываний; -соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; -видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов; 14 При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках ; -давать определение и словесное обозначение главной темы повествования; выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологовповествований; -учить составлению комбинированных связных высказываний; составлению плана собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания; -осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи . Для подготовки к обучению чтению необходимо: -упражнять в умении проводить звуковой анализ слов: узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию; -развивать умение дифференцировать звуки на согласные и гласные, согласные на твёрдые и мягкие; близкие по звучанию и произношению; -формировать представление о слоге и ударении; упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов; -формировать первоначальное представление о предложении и слове; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов. Для подготовки к обучению письму необходимо: -готовить руку к обучению письму; -начать подготовку к технике письма; развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости; -формировать элементарные графические умения; -упражнять в анализе и синтезе условных изображений предметов, заданных с помощью линий или геометрических фигур; -знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 5-6лет Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: -развивать способность к изобразительной деятельности детей; -побуждать детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию, осваивать различные художественные техники; -использовать разнообразные материалы для создания художественного образа; поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов; 15 -формировать умение создавать постройку, конструкцию, рисунок, скульптуру, прикладное изделие по образцу разной степени сложности; -формировать представление об алгоритме действий, учить действовать по алгоритму с опорой на схему; - учить действовать по словесной инструкции; -учить создавать продукт в сотрудничестве, партнёрстве и обеспечивать необходимые для этого условия; -создавать выставки, экспозиции; -привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая различные возможности и предложения; -совершенствовать навыки пения индивидуально; - учить танцевальным движениям под музыку; Побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: -знакомить детей с произведениями о детях в стихах и прозе; -знакомить с произведениями театра и кино о детях; - знакомить с творчеством русских композиторов -давать представление об эстетике в быту; -давать представление о людях творческих профессий; -давать представление о ландшафтном дизайне (искусстве создания парка, сада). -знакомить детей с былинами, балладами, баснями, мифами, легендами, притчами. -знакомить детей с традиционной музыкой разных народов, -знакомить детей с произведениями мирового изобразительного искусства в кон тексте «Путешествий в культуры мира»; - читать детям волшебные сказки, легенды и мифы разных стран и народов; - формировать первичное представление о временной последовательности развития культуры — ленте времени. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: -совершенствовать навыки адекватного оценивания результатов и продуктов своей деятельности, готовность и желание совершенствовать их и продолжать повышение собственной компетенции — учиться; -пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: показывать детям красоту своего города, села, посёлка с их ландшафтами, садами, полями, лугами, водоёмами и т. п. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности; создавать условия для восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений; знакомить детей с высокохудожественными произведениями литературы, музыкального и изобразительного 16 искусства разных видов (живопись, графика, скульптура). Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств; побуждать высказывать своё отношение к произведению, задавая вопросы; -рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об искусстве, прослушивать записи классической музыки; -поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; - знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы; -создавать материальную базу: библиотеки , книжные уголки, выставки; - фонотеку, коллекцию портретов писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и пр. Образовательная область «Физическое развитие» 5-6 лет Педагог должен охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни: -содействовать полноценному физическому развитию: -создавать условия для совершенствования основных физических качеств; -обогащать двигательный опыт детей за счёт общеразвивающих и спортивных упражнений; -обучать детей технике выполнения основных движений; -обеспечивать безопасность жизнедеятельности; Укреплять здоровье детей: -следить за поддержанием правильной осанки во время разных видов деятельности; -укреплять организм, используя природные закаливающие факторы; -избегать перегрузки организованными занятиями; -обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, дневной сон, достаточное пребывание на свежем воздухе; -формировать сознательное отношение к окружающей среде, воспитывать здоровую брезгливость и стремление к чистоте; -развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены; -совершенствовать навыки самообслуживания. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: -поощрять двигательную активность ребёнка и создавать условия для её развития путём развития основных движений и физических качеств, а также удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня; -обучать детей элементам спортивных игр, осваивать их правила и учиться подчиняться им. Совершенствовать навыки произвольности, тренировать внимание, скорость реакции в подвижных играх; -дать представление о совместной распределённой деятельности в команде. Учить детей действовать в команде 17 Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: Формировать основы культуры здоровья: -рассказывать детям о строении и работе важнейших органов и систем организма; - знакомить их с правилами личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях. Учить предвидеть простейшие последствия собственных действий; -закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих; - передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; -формировать осознанное выполнение требований безопасности; -поддерживать проявления осторожности и осмотрительности. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности, приобщая детей к ценностям физической культуры и занятий спортом. 2.2. Особенности образовательной деятельности в группе (перспективное планирование). СЕНТЯБРЬ 1 неделя «День Знаний» «Неделя Безопасности» Диагностика 2 неделя «Урожай у нас хорош» Овощи, фрукты и хлеб Диагностика 3 неделя «В деревне у бабушки» Домашние птицы и животные 4 неделя «Любимые питомцы» 5 неделя «День пожилого человека» «Наш любимый детский сад» (ко Дню дошкольного работника) ОКТЯБРЬ 1 неделя «Что нам осень подарила» 18 2 неделя «Лесные животные» 3 неделя «Мир на колёсах» 4 неделя «Я в мире человек» (профессии) НОЯБРЬ 1 неделя «Донской край» 2 неделя «Мой любимый город» Казаки в станице 3 неделя «Я живу в России» (русские обычаи, быт русского народа, народные промыслы, народные праздники) 4 неделя «Моя семья» (мебель, одежда, семейные традиции) (День Матери) ДЕКАБРЬ 1 неделя «Зимушка хрустальная» Неделя воинской славы 2 неделя Животные Африки и Антарктиды 3 неделя «Ёлочка – красавица, детям очень нравится» 4 неделя «Сказочное волшебство» 5 неделя Неделя зимних игр и развлечений (украшение групп, выставки и праздники) ЯНВАРЬ 3 неделя «Зимние загадки» Литературный калейдоскоп 4 неделя «Жизнь зверей зимой» 19 5 неделя «В гостях у сказки» Театральная неделя ФЕВРАЛЬ 1 неделя «Азбука здоровья» 2 неделя «Мир нужных вещей 3 неделя «Зимний спорт» 4 неделя «День Защитника Отечества» МАРТ 1 неделя «Мамы родные важны» 2 неделя «Весна пришла – весне дорога!» 3 неделя «Устное народное творчество» 4 неделя «День птиц» 5 неделя ПДД «Друзья светофора» АПРЕЛЬ 1 неделя «День смеха» 2 неделя «Космическое путешествие» 3 неделя «Земля - наш общий дом» (День Земли - 22 апреля) 4 неделя Неделя пожарной безопасности День Пожарного (30 апреля) МАЙ 1 неделя «Этих дней не смолкнет слава» 2 неделя «Комнатные растения» 3 неделя «Город и деревня» Диагностика 4 неделя «Подводный мир» 20 2.3 Особенности осуществления разных видов деятельности и культурных практик Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства Важнейшим условием реализации Образовательной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; • развитие детской самостоятельности; • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Для реализации этих целей педагогам рекомендуется: • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами; • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу; • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка; • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение; • обсуждать с родителями целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности. Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы. Благодаря этому образовательная программа становится залогом 21 подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддер жки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять. Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен: • общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; • внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями; • помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения; • создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям; • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. Формирование доброжелательных, внимательных отношений Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует: • устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; • создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; • поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил. Развитие самостоятельности Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную и активную. 22 В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Самостоятельность человека формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли: •учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями; •изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся: • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; • совершать выбор и обосновывать его; • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); • планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; • оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений. 2.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования, реализуемый с детьми 5-6 лет. Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоциональных переживания. Реализуемые Задачи строятся в зависимости от целей и форм организации деятельности детей и решаются включением адекватного механизма социокультурной модели образовательного процесса. Задачи, реализуются соисполнительским механизмом, ориентированы на восприимчивости, произведений искусства родного края ценностей заложенных в них, открытие личностных смыслов: 1.Овладение специфическим языком искусства, знаками и символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения. 23 2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлении. 3.Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего "Я". 4.Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребёнок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукт), при этом решаются следующие задачи: 1.Развить потребность ребёнка в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой, конструктивной деятельности. 2.Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, изображённые в произведениях искусства донских авторов. 3.Создать условия выбора ребёнком средств выразительности в процессе познания произведений Донского края, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств. 4.Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов. Принципы реализации содержания регионального компонента: -гуманитаризации; -культуросообразности; -аксиологического (ценностного); -интегративности; -диалогичности. Отличительными особенностями содержания является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Содержание предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественноэстетического образования дошкольников. Содержание включает пять разделов: «Человек в истории Донского края», «Человек созидатель культуры», «Человек в 24 пространстве Донского края», «Праздники события в жизни людей», «Моя родина – мой город Донецк». Раздел: «Человек в истории Донского края». Ценности Смысл Скифские племена – создание поселений, освоение земель, появление торговли объединяют людей; Организуют на различные дела; Возникновение донского казачества. Мужественность казака, трудолюбие; Казак - защитник родины, труженик. Казачка хранительница семейного очага. Казачество - сообщество людей. женственность казачки, способность воспитывать детей заниматься домашним Хозяйством, глубоко переживать горе и радость Река Дон украшает Донской край, поддержи- вает жизнь людей, оздоравливает, передвигает грузы и людей. - кормит, радует своей красотой. Конь казака – верный друг, боевой товарищ. - спасает Оружие казака – символ боевой славы, драгоценная - защищает, предупреждает. реликвия, достойно почетного места. Курень- жилище казаков, место для обеда семьи, общения, совместного сбора, игр. - объединяет и собирает всех членов семьи, обогревает, сохраняет, защищает от холода и непогоды, радует своей красотой. Столица донского казачества обозначает главный город, объединяет и собирает всех. - соединяет в целое поселения казаков, радует красотой, собирает ценности. Труд казаков обрабатывает землю, перерабатывает рыбу, выращивает овощи, фрукты, кормит. - создаёт продукцию для других, красоту. Старинная казачья кухня имеет свои вкусовые качества, разнообразие, зависит от климатических условий, бытового уклада, местных традиций. - позволяет сохранить то, что накоплено опытом народа. Символы Войска Донского отражают особенности Войска Донского, кодекс казачьей чести, традиции казачьего самоуправления, построенные на самоуважении и почитании. - позволяют гордиться традициями своих предков. Атаманы И.М.Краснощёков, М.И.Платов легендарные личности: храбрость и мужественность подвигов, любовь к Родине, служба на благо Отчизны, защита её рубежей. позволяют гордиться их подвигами, проявлять симпатию к героическим событиям, позволяют уяснить, что атаман-друг, разрешающий споры. Раздел «Человек-созидатель культуры» Ценности Смысл Народное творчество раскрывает своеобразие эстетических представлений о добре, красоте, трудолюбии, дружбе в казачьей среде, содержит народную мудрость, позволяет осваивать красоту родного языка, донскую лексику, критерии эстетических оценок. Позволяет радоваться, восхищаться, передаёт ценность, мудрость, ум народа. Одежда казаков показывает оригинальность, основа нную на Радует своей красотой, доставляет удо- 25 глубоких художественных традициях, раскрывает внешнее и внутреннее состояние человека, согревает, создаёт удобство, комфорт человеку показывает принадлежность профессии. вольствие, позволяет сохранить традиции и желание попасть в общество других. Посуда является украшением стола, обладает удивительной Радует своей красотой, пробуждает способностью сохранять свежесть продуктов, придавать осо- душу, объединяет за столом на дружебый вкус сваренной в ней пище. скую беседу Живопись донских художников открывает мир людей, ценность и красоту жизни, красоту сочетаний цвета. Радует, восхищает, доставляет удовольствие, предъявляет самоценность личности, образ человека, смысл его труда Творчество донских писателей раскрывает мир человеческих отношений, социокультурный опыт людей, является источником знаний об истории и культуре Донского края, является "Мерилом" поступков, действий, диалогов Раскрывает гуманные отношения, трудолюбие, способы диалога, личностные смыслы, образ человека, позволяет проникнуться симпатией и творцам истории родного края. Творчество донских композиторов -разнообразная скрытая сфера человека, раскрывает понимание высокого искусства красоты, является средством развития эстетической культуры чувств Радует, доставляет удовольствие, эстетические переживания, позволяет вживаться творчески "перевоплощаться" и музыкальные образы, побуждает к действию Народный кукольный театр на Дону раскрывает модель жиз- Радует, доставляет удовольствие, накани, отношений, передает традиции, обычаи, единение с Приро- пливает модели диалога дой, раскрепощает личность ребенка Раздел «Человек в пространстве Донского края». Ценности: Смыслы: Главная цель архитектуры-служение людям. Архитектура - Искусство сооружения зданий. (Архитектура призвана удовлетворить потребность человека в жилых и общественных помещениях. Бережное отношение к архитектурным сооружениям Информация, заложенная в архитектуре, связывает разные явления, разные эпохи, она образует часть коллективной памяти человечества. Свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота Архитектурные сооружения обладают своим специфическим "языком", воплощенным в символах, знаках архитектуры Здания должны приносить пользу людям, должны быть построены из прочного материала. Архитектурное произведение должно радовать глаз. Архитектурное пространство должно быть комфортным для людей. Средства выразительности архитектуры. Главные средства выразительности -это форма, объём. Музыка и архитектура, как виды искусства имеют общие черты: ритм, гармония, характер, настроение, внутреннее созвучие. Отличительные особенности зданий, подчеркивают его своеобразие, красоту. Музыкальные и архитектурные произведения объединяет: гармония, характер, настроение, внутреннее созвучие. Памятники архитектуры г. Ростова-на-Дону. Отражены особенности истории и культуры южного купеческого города. Архитекторы, вложили душу, знания в свои произведения. Несколько архитектурных сооружений образуют архитектурный ансамбль. Каждый житель своего города должен заботиться о его красоте, чистоте Памятники архитектуры - это голос истории. Бережное отношение к архитектурным сооружениям: родному дому, улице и т.п. Памятники архитектуры Донского края. Архитектура и градостроительство Ростовской области связана с воз- Сельские постройки гармонично вписаны в окружающий природный ландшафт. Дома 26 никновением казачества на Дону (станица, хутор, курень, хата). Постройки казаков строились по законам мира природы. Постройки оберегали, защищали казаков, от капризов природы, врагов. Бережное отношение казаков к своему жилищу похожи на их обитателей. Заботливый хозяин делает все, чтобы дом был красивым как снаружи, так и внутри. Передача от поколения к поколению традиций, обычаев бережного отношения к своему жилищу. Памятник монументальной скульптуры Донского края. Скульптура - один из видов искусств. Автором скульптурных композиций является скульптор Скульптурные произведения обладают отличительными признаками: цвет, фактура, материал, поза, статика или динамика композиции, силуэтная линия и т.п. Донская земля богата памятниками: скифской культуры, героям Донской казачьей старины Бережное отношение к истории и культуре своего народа. Скульптурные произведения летопись народа. Сохранение памятников скифской культуры Передача от одного поколения другому традиций. Почитание героев войны. Уважительное отношение героям Донской казачьей стари им Сохранение памятников архитектуры и скульптуры. Человек может быть одновременно созидателем и разрушителем архитектуры. Созидателем архитектуры и скульптуры является человек. Злость, воинственность, желание завоевать другие страны, приводит к войне, которая разрушает целые юрода и даже страны. Большой урон архитектурным сооружениям и скульптурам приносит неблагоприятная экологическая среда, памятники архитектуры и скульптуры осквернены надписями на стенах, выбитыми стёклами. Раздел «Праздники - события в жизни людей» Ценности Смысл Народные праздники на Дону объединяют, снимают дети идентифицируют с культурными традициями напряжение, создают ощущение психологического казаков, проявляют коллективные сопереживания, становятся добрее, отзывчивее, проявляют любовь комфорта. ко всему прекрасному. Увеселения, забавы, игры казаков развлекают ребёнка, - обеспечивают выживание, оздоровление, сохрасоздают бодрое, радостное настроение, оказывают нение здоровья через движение. влияние на физическое совершенствование, нравственно-волевые двигательные навыки. Раздел «Моя родина – мой город Донецк» Тематический цикл занятий Месяц Тематика Сентябрь Целевая прогулка по улице Цветкова, беседа «Названия улиц города», «Будущее моего города» (изодеятельность) Октябрь Символика , памятные места города. «История нашего города». Развлечение «Осенины» Ноябрь Беседа «История детского сада», оформление коллажа «Кто работает в в детском саду», фотогазета «Мои родители- выпускники «Журавушки», развлечение «С Днем рождения детский сад». 27 Декабрь Беседа «Мои родители - труженики», фотопрезентация «Предприятия города», выставка семейного рисунка «Новый год в моем городе». Январь Рассказы детей «Любимые места нашего города», «О чем я расскажу гостям города», красота родного города, «Зимняя сказка» (изодеятельность). Февраль «Познаем город всей семьей» (посещение музея города), беседа «Они прославили наш город», рассматривание репродукций картин донских художников, изготовление подарков, выставка рисунка «Мой папа», утренник. Март Беседа «Спорт в нашем городе», фотопре-зентация, выставка «Умелые мамины руки», подготовка подарков, утренник Апрель «Космическое путешествие» (о космонавте Ю.В. Усачаве), оформление фотоальбома «Наш городской парк», рассказывание «Мой город – маленький уголок России». Май Традиции города . Викторина «Знатоки родного города» Народные умельцы города, как жители благоустраивают города, образ города в произведениях донских поэтов и художников. Июнь-август 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников. Приложение №1. 28 III. РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Методические обеспечение программы. Образовательная область ( направление) Социальнокоммуникативное развитие: Нравственное воспитание Коммуникативная деятельность Трудовое воспитание Безопасность Методические материалы Программа по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 до 7 лет в детском саду /Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г. -Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина Методические разработки «Основы безопасности детей дошкольного возраста » -М :Просвещение, 2007г -И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» М: Сфера,2006г. -Трудовое воспитание в детском саду. Методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. .-Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью (старшая группа)» -М: ЦГЛ, 2004г -Т.А. Фалькович, Л.П Барылкина «Сценарии занятий по культурнонравственному воспитанию. Комплексная программа развития дошкольников » -М:ВАКО, 2006г -К.Ю.Белая «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» -М :Просвещение,2001г. -Н.Я.Михайленко Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей» 2-е изд - М :Гном и Д, 2000г. Познавательное разви- -Программа по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 тие: до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гри-ФЭМП зик и др — М: Просвещение, 1997г. -Технология ценностно-смыслового развития дошкольников (авторы Конструирование Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А. Платохина), Ростов-на-Дону, Ознакомление с 2005г. окружающим миром -Е.В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников. Методиче Нравственное ские рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по воспитание программе «Радуга» -М: Просвещение ,2000г -Е.В. Соловьева «Учимся считать. В мире чисел. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста» --М: Просвещение, 1999г - А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет Пособие для педагогов дошкольных учреждений.» М: Владос, 2005г» -Т.И.Гризик «Познаю мир Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» -М: Просвещение , 2000г -Л.А Кондрыкинской «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» -М: Творческий центр, 2004г -Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живем в России гражданскопатриотическое воспитание дошкольников» -М: Скрипторий, 2013г -С.Н. Николаева. Методические разработки «Юный эколог» – М: Просвещение, 1998. Речевое развитие: -Программа по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 29 реализация речевых задач творческое развитие ознакомление с худ. литературой предпосылки обучения грамоте до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г. - И.П.Ильчук В.В Гербова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» -М: АСТ, 1998г. -Т.Н. Гербова «Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» -М: Просвещение, 2000г -Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1999г -И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме » -С-П: Детство-Пресс, 2006г -Л.В. Бех «Речевое развитие дошкольников. Учебно-методическое пособие» РО ИПК и ПРО , 2007г. Художественно-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 эстетическое развитие до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. ГриХудожественное твор- зик и др — М: Просвещение, 1997г. чество -Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность Продуктивная деятель- детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с ность (рисование, лепка, детьми 3-6 лет по программе «Радуга» -М: Просвещение, 1999г аппликация) -Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество. Конспекты Музыка занятий рисованием, лепкой, аппликацией» -М: Просвещение, 1986г -В.М.Кошелев «Художественный и ручной труд в детском саду. Книга для воспитателей и родителей» -М: Просвещение ,2001г. -.Н. Костина «Камертон. Методика музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста» -М: Линка-Пресс, 2008г -С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика.Хореография в детском саду» М:Линка-Пресс, 2006г -Н.М. Амирова, О.П.Власенко «Осень в гости к нам пришла. Сценарии утренников и развлечений для дошкольников» -М: Учитель, 2009г -И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации» -М:Карапуз-Дидактика,2006г Физическое развитие -Программа по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г. -«Движение день за днём» — двигательная активность – источник здоровья детей (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно – игровой среды) Методические рекомендации для воспитателей и родителей. – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г -Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателя» -М:Просвещение, 1986г -В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак «Физкультурные- праздники в детском саду. Книга для воспитателей детского сада» -М: Просвещение, 2001. -О.Б.Казина «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду» -М: Академия развития, 2009г -Н.Н. Луконина Л.Е Чадова «Физкультурные занятия в детском саду» - М :Айрис-пресс, 2009г -А.Н.Савичева «Физкультура- это радость. Спортивные игры с не30 стандартным оборудованием» -М :Детство-пресс, 2003г 3.2.Организация жизнедеятельности детей в группе. 3.2.1. Режим дня. Режимные моменты Дома. Подъем детей, гигиенические процедуры В ДОУ. Прием детей. Самостоятельная игровая деятельность детей. Приветствие Утренняя зарядка Подготовка к завтраку. Завтрак Самостоятельная деятельность. Подготовка к занятиям. Дежурства НОД 1 занятие 2 занятие Холодное время года 6.30-7.30 6.30-7.30 7.30-8.00 7.30-8.30 8.20-8.30 8.20-8.30 8.10-8.20 8.30-8.50 8.50-9.15 8.50-9.40 9.15-9.40 9.50-10.10 10.10-10.30 Подготовка к прогулке. Прогулка 10.30-12.10 Обед 8.10-.8.20 8.30-8.50 Игровая деятельность. Труд. Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры Теплое время года 12.10-12.30 9.40-12.10 12.10-12.30 12.30-12.50 12.30-12.50 12.50-15.00 12.50-15.15 15.00-16.00 15.15-16.00 Подготовка к полднику. Полдник 16.00-16.20 16.00-16.20 Самостоятельная игровая деятельность. Индивидуальная работа 16.20-16.45 16.20-18.00 Подготовка ко сну. Дневной сон Пробуждение. Гимнастика. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность (занятие, индивидуальная работа досуг) Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой Дома. Прогулка, игры, гигиенические процедуры. Укладывание, ночной сон 16.45-18.00 21.00-6.30(7.30) 21.00-6.30(7.30) 21-00-6.30(7.30) 31 3.2.2. Расписание занятий. Понедельник Развитие речи Лепка Музыкальное Вторник Среда Четверг Познавательное Рисование Аппликация/Конструирова ние Физкультура Развитие речи Математика Пятница Грамота Математика Физкультура Музыкальное Физкультура на воздухе 3.2.3. Оздоровительная работа. № Особенности организации Оздоровительные мероприятия 1 Прием детей на воздухе Ежедневно, до -15 С 2 Утренняя гимнастика для всех групп мышц на свежем воздухе или в помещении. Ежедневно 8-10 мин. Упражнения на развитие дыхания, артикуляции. Гигиенические процедуры. 3 Воздушно-температурный режим: Ежедневно В группе +20 +22С 4 Сквозное проветривание 2 раза в день, в течение 5-10 мин, до +14-16 С 5 Одежда детей в группе Облегченная 6 Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного Ежедневно по мере пробуждения детей сна 8-12 мин 7 Подвижные игры и физические упражне ния на прогулке Ежедневно не менее 2 раз в день 8 Целевые прогулки, походы, экскурсии 1 раз в в месяц мероприятия количество место проведения Кварцевание групповых помещений Ежедневно по 20 минут групповая комната Утренняя гимнастика ежедневно по графику зал Дыхательная гимнастика 2 раза в день групповая комната Гимнастика после сна Согласно режиму групповая комната 32 Фитонциды ежедневно группов. комната Бутилированная очищенная вода постоянно групповая комната Закаливание ежедневно групповая комната Прогулки на свежем воздухе ежедневно участок ДОУ 3.2.4. Традиции, обычаи, праздники. Традиции группы: «Дни рождения»; Праздники «Для всех, и для каждого»; «Утро радостных встреч»; «Утреннее приветствие»; «Сладкий вечер»; «Круг хороших воспоминаний». 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды Направление развития Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Оборудование и материалы Предметы игрового обихода: набор мебели для кукол крупного, мелкого и среднего размера Наборы: «Доктор», «Парикмахерская», «Бар», «Ферма», Комплекты одежды для кукол Предметы домашнего обихода среднего размера: сумки, корзинки, ведерки, щетка, таз, утюг, телефон Мелкая мебель, утварь для дома Барби Набор посуды ( столовой, чайной, кухонной) Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: -«Касса», «Почта», «Аптека», «Больница», «Магазин» -« Путешествие» ( штурвал, бинокль, жезл, дорожные знаки) - предметы одежды, аксессуары, обозначающие роль 3. Коробка с предметами-заместителями. 4. Игрушечная бытовая техника - транспорт наземный, строительная техника -игрушки-инструменты ( молоток, пила, ключи, отвертка и др.) 5. Оборудование: ширмы, макеты. - Растения с учетом возраста детей, требующие разных способов ухода - оборудование для ухода за растениями - календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными. - Посадки ( огород на окне: декоративные, овощные, цветочные культуры) - Коллекции (камней, мхов, почв, минералов, ракушек и др.) - Гербарии - Дидактические игры природоведческого содержания - «Красная книга» - Тематические альбомы - Энциклопедии, познавательная литература - Макеты «Природа разных климатических зон», «Природа родного края» - Альбомы, плакаты, рисунки о загрязнении окружающей среды. Решение 33 проблемных ситуаций. - Природный материал, поделки из природного материала - Сочинение сказок, рассказов о жизни растений и животных. Речевое разви- Книги ( стихи, проза: сказки, рассказы, фольклор) тие - детские журналы, буклеты - альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т.д. - материалы, связанные с тематикой по ОБЖ ( иллюстрации, игры) - литературные игры, игры с грамматическим содержанием - пособия по краеведению книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка - портреты поэтов, писателей -печатные буквы и картинки с текстом -букварь, тетради, ручки, бумага - наглядные пособия для письма -игра «Библиотека» Художествен- Книги с красочными иллюстрациями, репродукции; фланелеграф; ностенд для демонстрации детских рисунков и поделок; эстетическое Материалы для изобразительной деятельности: развитие наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, ёмкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации; глина, пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания. Материалы для музыкального развития детей: игрушечные музыкальные инструменты; Материалы для театрализованной деятельности: наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, элементы костюмов, маски. Физическое мячи средние, малые разных размеров развитие - мячики массажные - обруч - канат, толстая веревка, шнур - флажки разных цветов - кольцеброс, кегли, городки - дорожки здоровья -мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на липучках - детская баскетбольная корзина - короткие скакалки -нетрадиционное спортивное оборудование. 34 Приложение №1. План взаимодействия с родителями воспитанников на 2021-2022учебный год № Мероприятия 1. Оформление папок-передвижек на актуальные темы, по запросам родителей Общие родительские собрания - «В здоровом теле здоровый дух»; - «Такие разные обыкновенные дети»; - «Публичный отчет о деятельности ДОУ за 2021-2022 учебный год» Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. 2. 3. 4. Консультации по ПДД 5. 6. 7. 8. 9. Сроки исполнения В течение года Ответственные Воспитатели, психолог Сентябрь-октябрь Январь Май В течение года Заведующий, педагоги Старший воспитатель, воспитатели, психолог В течение года Воспитатели Оформление «Уголков для родителей » Ежемесячно Воспитатели, психолог Информация для родителей «Чему мы научились»; «Что мы узнаем» Еженедельно Воспитатели Сентябрь 17 декабря Апрель Воспитатели Групповые родительские собрания : «За два года до школы»; «Компьютер в жизни дошкольника»; «Воспитание юного исследователя». Совместное проведение выставок, мероприятий с участием родителей День открытых дверей В течение года Февраль Экологический субботник Октябрь, апрель 10. 11. Посещение социально неблагополучных семей 12. Участие родителей в подготовке ДОУ к новому учебному году, в создании предметноразвивающей среды. 13. Работа семейного клуба «Планета детства» В течение года Июнь-июль В течение года Педагоги Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели Педагоги Завхоз, педагоги Педагоги 35 36