Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет

Содержание программы
I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
1.1.3.Психолого-педагогическая характеристика
детей 4-5 лет.

особенностей развития

1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы.
II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание образовательной деятельности
направлениями развития детей 4-5 лет.

в соответствии с

2.2. Особенности образовательной деятельности в группе
(перспективное планирование).
2.3. Особенности осуществления разных видов деятельности культурных
практик
2.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования.
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников.
III. РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Методические обеспечение программы.
3.2.Организация жизнедеятельности в средней группе детского сада.
3.2.1. Режим дня.
3.2.2. Расписание занятий.
3.2.3. Оздоровительная работа.
3.2.4. Традиции, обычаи, праздники.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных способностей по основным направлениям:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Рабочая программа направлена на создание условий развития ребенка, на
создание развивающей образовательной среды.
Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год.
Программа разработана на основе федеральных документов:
Закона «Об образовании Российской Федерации» - ФЗ-273 от 29.12.2012г.,
«Концепции дошкольного воспитания» (1989), приказа №1155 от
17.10.2013
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»), приказа
Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»; «Концепции содержания непрерывного
образования»
(1993г.),
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»;
с учетом региональных документов: Закона «Об образовании в Ростовской
области» № 26-ЗС от 14.11.2013;
Муниципальной районной долгосрочной целевой программы «Развитие
образования в муниципальном образовании «Город Донецк»; Устава
МБДОУ детского сада №15 г. Донецка.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию
образовательного процесса в условиях работы дошкольного учреждения
по пятидневной рабочей недели (понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница), с полным 10,5 часовым пребыванием воспитанников (с 7.30
часов до 18.00 часов) в образовательном учреждении, с выходными днями
- субботой и воскресеньем.
Программа включает целевой, содержательный и организационный
разделы

Программа состоит из двух частей: обязательной части, в объеме 60% и
части, формируемой участниками образовательного процесса в объеме
40%.
Содержание обязательной части Программы разработано на основе
программы по воспитанию, развитию и образованию детей от 2 до 7
лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И. Гризик и др —
М: Просвещение, 1997г.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач.
Содержание формируемой части Программы обеспечивает воспитание,
обучение и развитие детей дошкольного возраста во всех образовательных
областях посредством реализации специфики социокультурных,
культурно-исторических традиций и особенностей Донского края на
основе «Технологии ценностно–смыслового развития дошкольников»
Р.М.Чумичевой, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохиной Ростов-на-Дону, 2005г.
Содержание
части
Программы,
формируемой
участниками
образовательного процесса, интегрировано во все разделы программы и
осуществляется в различных видах и формах деятельности (экскурсии,
целевые прогулки,
чтение
произведений
донских писателей,
художественно-творческая деятельность и др.).
Организация образовательного процесса осуществляется с учетом
климатических, экологических факторов, особенностей культурного
пространства представленного системой социальной инфраструктуры
г.Донецка (МБОУ СОШ №3 библиотека им. А.С.Пушкина, МБУЗ ЦГБ г.
Донецка РО, клуб и др.) и особенностями микросоциума, в окружении
которого расположен детский сад.
При этом решение образовательных задач основной и формируемой части
Программы предусматривается не только в рамках организованной
образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и
детей в режиме дня.
Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста
(с 4 до 5 лет) предусматривает ряд видов деятельности, таких как игровая,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный
и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей Программы
Цель: обеспечить в полном объеме реализацию задач по всем разделам
образовательной программы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Задачи:
1.Осуществлять работу по укреплению и сохранению здоровья детей через
использование здоровьесберегающих технологий при
активном
взаимодействии всех участников образовательного процесса с учетом
природно-климатических условий.
2.Создать условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3.Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
русской национальной и донской региональной культуры, и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
4.Содействовать формированию общей культуры личности детей, развития
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребёнка,
формирования
предпосылок
учебной
деятельности на основе интеграции федерального и регионального
компонента содержания образования.
5.Содействовать развитию познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию
умственных способностей и речи.
6.Создать единое пространство сотрудничества с родителями и социумом
для полноценного развития ребенка и достижения эффективных
результатов в реализации образовательной программы на основе
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения их
компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определёнными Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования, программы по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова, Т. И.
Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.

Принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является
психическое развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости,
основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной
педагогики;
- решение поставленные цели и задачи на разумном минимально
необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности
детей;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования дошкольников;
- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой
образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного
процесса. Данный подход подразумевает широкое использование
разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности
взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и
использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу
организации жизнедеятельности детского сообщества.
Подходы к формированию Программы.
личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности.;
деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной
деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее
структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности
(нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая,
спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания;
возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию
развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например,
ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о
создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья
воспитанников).
компетентностный подход, в котором основным результатом
образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных
задач:

решать проблемы в сфере деятельности , сотрудничать с другими
воспитанниками;


объяснять явления действительности, их сущность, причины,
взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни — экологических,
политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать
аналитические проблемы;

ориентироваться в мире духовных ценностей;

решать проблемы, связанные с реализацией определённых
социальных ролей.
диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий
становление личности, развитие ее творческих возможностей;
системный подход – как методологическое направление, в основе которого
лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в
совокупности отношений и связей между ними. К основным принципам
системного подхода относятся:

целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое,
в единстве связей с окружающей средой;

иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере,
двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов
нижестоящего уровня - элементам вышестоящего уровня;

структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их
взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;

множественность, позволяющая использовать множество моделей
для описания отдельных элементов и системы в целом;

обратная связь, которая позволяет получать информацию о
возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вносить
необходимые изменения;
средовой подход, предусматривающий использование возможностей
внутренней и внешней среды;
культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет
выбирать технологии образовательной деятельности, организующие
встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных
средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
1.1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей
развития детей 4-5 лет.
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?».
Эмоции. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными,
уравновешенными. Отношения с другими людьми, в том числе со
сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные
эмоции. У ребёнка появляется принципиально новая способность:
сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок.
Восприятие. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может
стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с
предметами становятся более точными и дифференцированными.
Внимание. Переключение внимания с помощью словесной инструкции

ещё требует повторения. Увеличивается и объём внимания, в среднем до
двух объектов. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется.
Память также остаётся в основном непроизвольной. Но уже появляются и
элементы произвольности.
Речь.
Появляются существительные, обозначающие обобщённые
свойства предметов. Заметно возрастает количество сложных
предложений. Возникают разные формы словотворчества.
Мышление. Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится
речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи
явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные.
Совершенствуется способность классифицировать. Начинает развиваться
знаково-символическая функция мышления.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребёнок
обретает способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные «миры» .
Деятельность. Игра имеет характер ведущей деятельности.
Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети
любят строить для себя дом. Возникающая чувствительность к состоянию
другого отражается и в играх детей. В речи детей появляются различные
оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные
эмоции персонажа. Возникает ролевой диалог.
У детей впервые появляется желание не использовать какую-то готовую
вещь, а самому создать что-то новое.. Одновременно появляется
способность в течение относительно длительного времени разворачивать
и удерживать систему взаимосвязанных целей.
Ещё одно направление в развитии деятельности детей —
усовершенствование уже сделанной работы за счёт постановки
дальнейших целей. Сознание. Способность по словесному описанию
представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с
реальными предметами, а со своими представлениями о них играет
решающую роль в развитии детей.
В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие
представления становятся основой формирования у ребёнка способности
давать оценку собственным поступкам.
Речевое развитие. Значительно увеличивается значение речи как способа
передачи детям взрослыми разнообразной информации. К 4 годам речь
ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится
средством выражения его мыслей и рассуждения.
Личность. Для становления личности очень важным является
формирование в психике ребёнка созидательного отношения,
выражающегося в стремлении создавать нужное, интересное и красивое.
Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к его
собственным умственным поискам и их результатам. Отсюда не следует,
что нужно одобрять любые неправильные мысли и соображения детей
Отношение к взрослому. В этом возрасте взрослый нужен ребёнку
прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется
авторитет взрослого как возможного учителя.

Отношение к сверстникам. Как мы уже отмечали, сверстник становится
интересен как партнёр по играм. Необходимо подчёркивать что-то
хорошее в каждом из детей.
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность
и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного
возраста достижения конкретных образовательных результатов и
обусловливает необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Ребёнок в возрасте 4—5 лет:
- имеет представление о своей семье, её составе, отношениях;
- имеет представление о нескольких профессиях — целях деятельности,
орудиях труда, названиях;
- с удовольствием играет в компании одного—трёх сверстников,
разворачивая ролевые диалоги;
- внимателен к словам и рассказам взрослого;
-внимателен к этической стороне поступков людей в сказках, оценивает
героев и поступки как хорошие и плохие, стремится быть хорошим;
- эмоционально отзывается на некоторые произведения разных видов
искусства и красоту окружающего мира;
- открыто проявляет собственные чувства и эмоции.
Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в
Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на
основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями.
Педагоги собирают объективные данные по каждому ребёнку,
показывающие состояние развития словаря, грамматического строя речи,
речевого слуха, связной речи (диалогическое общение, монологические
высказывания разных типов), звуковой культуры речи.
Анализ деятельности по художественно-эстетическому направлению
предполагает оценку заинтересованности детей в восприятии
произведений изобразительного, музыкального искусства, художественной
литературы.
Анализ детских творческих работ должен осуществляться в соответствии
с возрастными возможностями детей, учитывать выразительность
детского рисунка и лепки, под которой мы понимаем следующее:
- способность рисовать и лепить по замыслу;

- умение передать личное отношение к объекту изображения;
- умение подчинить средства, способы изображения собственному
замыслу, поставленной изобразительной задаче;
- отсутствие изобразительных штампов.
Анализ художественно-эстетической деятельности детей не является
самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития,
поквартальное сопоставление с которым позволит более полно
фиксировать дальнейшее продвижение каждого ребёнка.
Важнейшим показателем эффективности проведённой работы являются
изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый
ребёнок становится весёлым и инициативным, с удовольствием рисует и
лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание
продемонстрировать её другим людям (сотрудникам детского сада,
родным и близким), значит, цель достигнута.
Ребёнок в возрасте 4—5 лет:
самостоятельно обращает внимание своё и окружающих на проявления
красоты в окружающем мире, имеет собственные эстетические вкусы и
предпочтения и открыто выражает их;
- внимательно и заинтересованно
художественного произведения;

слушает

музыку,

чтение

- владеет навыками создания изображений из различных материалов, с
использованием различных изобразительных средств;
- с удовольствием рисует и лепит, стремится совершенствовать свою
деятельность и её результат, может увлечённо рассказывать о своей
работе; способен планировать свою работу по созданию изображений;
- любит смотреть кукольные и драматические детские спектакли,
участвовать в театрализациях;
- любит, когда ему рассказывают или читают сказки, детские стихи,
рассказы, сопереживает их героям.
По формированию математических представлений в конце года
проводится обследование детей, включающее выполнение заданий,
иллюстрирующих достижения ребёнка.
Ребёнок в возрасте 4—5 лет:
- считает до 10;
- показывает цифры;
- называет цвет предмета (красный, синий, жёлтый);

- умеет сравнивать по длине, ширине, высоте и выполняет задания:
«Покажи ленту длиннее, чем у меня. Покажи самую длинную (короткую)
ленту, высокую (низкую) башню»;
- расставляет картинки по порядку следования сюжета, роста и развития
растения, производства предмета;
- называет части суток: утро, вечер, день, ночь;
- отвечает на вопросы: «Что произошло вчера (сегодня)? Что мы
планируем делать завтра?»;
- показывает предмет, который находится над..., под..., перед..., за...,
около... (например, игрушечного стола);
- показывает длинный — короткий (в сравнении с длинным), высокий —
низкий предмет;отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади
(вверху — внизу, близко — далеко) от тебя?»;
- - - -производит классификацию по одному признаку или свойству;
выстраивает ряд по возрастанию (убыванию) какого-либо признака.
Диагностика физического развития проводится медицинским работником
и воспитателями в соответствии с возрастными нормативами и
рекомендациями местных специалистов.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей 4-5 лет.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»
Планирование трудовой деятельности в ходе режимных моментов
Цель: формирование положительного отношения к труду
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение
цели формирования положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам.
- Формирование первичных представлений к труду взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
- Поддерживать созидательное отношение
готовность совершать трудовые усилия.
Виды труда:
Самообслуживание
-Хозяйственно-бытовой
-Труд в природе
-Ручной труд

к окружающему миру и
-

-Ознакомление с трудом взрослых
Формы организации трудовой деятельности:
- Поручения
- Дежурства
- Коллективный труд
Планирование деятельности по безопасности жизнедеятельности
Цели:
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирование предпосылок
окружающего мира)

экологического сознания (безопасности

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих
задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям;
-продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих.
Формы, способы и методы образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Социально коммуникативное
развитие»
Режимные
моменты

Формы организации детей

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельна
я деятельность
детей

Совместная
деятельность с
семьей

Индивидуальные

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Способы и методы реализации образовательной деятельности
Наблюдение

Игры (подвижные, Игры (дидакти- Создание
спортивные,
ческие, подвиж- соответствующей
Прогулки . Игра
дидактические).
ные, спортивные). предметноИгровое упражнеразвивающей
ние. Проблемная
Тематические
Самостоятельная среды.
ситуация.Обсуждосуги.
двигательная
дение поведения.
деятельность.
Проектная
Развлечения.
деятельность.
Беседы.
Рассматривание
Проектная
иллюстраций.
Прогулки.
Конструирование
деятельность.
из песка.
СюжетноФотовыставки.
Театрализованная
ролевая
игра.
Создание коллек- деятельность.
Самообслуживаций.
Изготовление укра- ние.
Труд в группе.
шений, декораций, Игры (дидактиподарков,
ческие, сюжетноТруд в природе.
предметов для игр. ролевые).
Труд на прогулке. ЭкспериментироваРассматривание
ние.
привлекательных
объектов труда.
Рассматривание
результатов
тру- Самостоятельная
довой деятельности. деятельность.
Игры
(дидакти- Трудовые
ческие,
сюжетно- поручения.
ролевые).
Выставки работ.
Игры ПДД.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей
детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуальнопознавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.);
-о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений
Развивающие задачи РЭМП:
- формировать представление о числе;
- формировать геометрические представления;
- формировать представление о преобразованиях (временные
представления, представления об изменении количества, об
арифметических действиях);
- развивать сенсорные возможности;
- формировать навыки выражения количества через число (формирование
навыков счета и измерения различных величин;
- развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке
и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с
элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных
величин;
- развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное
мышление, мышление по аналогии;
- предпосылки творческого продуктивного мышления.
- использование разнообразного и разнопланового
дидактического
материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество»,
«форма».
Формы, способы и методы образовательной деятельности по
реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с
детьми

Самостоятельная Совместная
деятельность
деятельность
детей
семьей

Формы
организации

Индивидуальные

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

с

детей

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

способы и методы реализации образовательной деятельности
Наблюдение.

Игры
(подвижные,
Прогулки.
спортивные,
Игра.
дидак тические,
Игровое упраж- музыкальные).
нение.
Тематические
Проблемная
досуги.
ситуация.
Развлечения.
Беседы
Проектная
деятельность.
Театрализованная
деятельность.

Игры (дидактичес Создание
кие, подвижные, соответствующей
спортивные).
предметноразвивающей
Самостоятельная среды.
двигательная
деятельность.
Проектная
деятельность.
Рассматривание
иллюстраций.
Прогулки.
Сюжетно- ролевая Фотовыставки.
игра.

Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает
- овладение речью как средством общения и культуры;


обогащение активного словаря;

- развитие связной,
монологической речи;

грамматически

правильной диалогической

и

- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы по развитию речи детей .
1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной
речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование.
4.Развитие связной речи:
-диалогическая (разговорная) речь;
-монологическая речь (рассказывание).
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:
различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6.Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Планирование деятельности воспитанников по ознакомлению с
художественной литературой
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи:
- вызывать интерес к художественной литературе как средству познания,
приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и
переживаний
- приобщение к словесному искусству, в том числе
художественного восприятия и эстетического вкуса

развитие

- формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное
словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
- развитие литературной речи.
Формы, способы и методы образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Режимные
моменты

Совместная
Самостоятельная
Совместная
деятельность педагога
деятельность детейдеятельность с семьей
с детьми

Формы организации
Индивидуальные
детей
Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

способы и методы реализации образовательной деятельности
Наблюдение.

Игры словесные.

Прогулки.
Игра.

Театрализованная
деятельность.

Игровое
упражнение.

Рассматривание
Тематические
книг
и досуги.
иллюстрации.
Развлечения.
Викторины.
Сюжетно- ролевые Проектная
игры.
деятельность..

Проблемна
ситуация.
Обсуждение
поведе-ния.
Беседы.
Чтение
художественной
литературы.

Ручной труд
ремонту
изготовлению
книг.
«Минутки
сказкотерапии».

Игры
(подвижные,
спортивные,
дидактические).

Создание
соответствующей
предметноразвивающей среды.
Проектная
деятельность.
Прогулки.
Фотовыставки.

по Театрализованная
и деятельность.
Раскрашивание
книжек-раскрасок
по литературным
произведениям.

Сочинение сказок Рассматривание
и стихов.
иллюстраций.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении.
Задачи:
1. эстетическое восприятие мира природы:
- развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой
природой;
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к
природе, основы экологической культуры;
- подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли
животного, растения, передавать его облик, характер, настроение.
2.Эстетическое восприятие социального мира:
-дать детям представление о труде взрослых, о профессиях;
-воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо
других людей;

-воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира
-формировать знания о Родине, Москве;
-знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой
окружающих предметов;
-развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения,
поступки.
3.Художественное восприятие произведений искусства:
-развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание
произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать
произведения, проявляя к ним устойчивый интерес;
-развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения
искусства;
-учить выделять средства выразительности в произведениях искусства;
-воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях
искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о
красивом, радостном, печальном и т.д.
-развивать представления детей об архитектуре
-формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма
-знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются
красивые вещи
-содействовать эмоциональному общению.
4.Художественно-изобразительная деятельность
-развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной
деятельности;
-развивать эстетические чувства;
-учить создавать художественный образ;
-учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной
деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать;
-учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями,
отражать общественные события;
-развивать художественное творчество детей;
-учить передавать животных, человека в движении;
-учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные
материалы.

Формы, способы и методы образовательной деятельности по
реализации образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Формы организации Индивидуальные
детей
Подгрупповые
Групповые

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная
деятельност
ь с семьей

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Подгруппов
ые

Индивидуальные

Индивидуаль
ные
способы и методы реализации образовательной деятельности
Сюжетно-ролевая
игра.
Художественный
труд.

Игры (дидактические, сюжетно-роле
вые, музыкальные).

Пение. Игра на
музыкальных
инструментах.

Создание
соответству
ющей
предметноразвивающей
среды

Концерты. Праздни- Игры (дидактически. Развлечения.
кие, сюжетно-роле
Продуктивная
вые, музыкальные).
деятельность.
Проектная
Проектная
деятельность.
Рассматривание
деятельность
Музыкальные игры Создание коллекций иллюстраций.
.
Игровое упражнение Рассматривание
Раскрашивание
на
музыкальных картинок и иллюст- книжек-раскрасок Праздники.
инструментах.
рации. Викторины.
по литературным
Развлечения.
произведениям.
Музыкальные
Сюжетно - ролевые
Театрализова
минутки.
игры. Ручной труд
Продуктивная
нные
деятельность.
спектакли.
Минутки
сказкотерапии. ИзготовлеКонцерты.
ние поделок.
Создание
коллекций
Рисование.
музыкальных
инструменто
в.

Образовательная область «Физическое развитие
Цель: - гармоничное физическое развитие;

- формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой;
- формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
-охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального
функционирования всех органов и систем организм;
-всестороннее физическое совершенствование функций организма;
-повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
-формирование двигательных умений и навыков;
-развитие физических качеств;
-овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли
физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного
здоровья.
Воспитательные:
-формирование интереса и потребности в
упражнениями;

занятиях

физическими

-разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но
и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Направления физического развития:
1.Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
-связанной с выполнением упражнений;
-направленной на развитие таких физических качеств как координация и
гибкость;
-способствующей правильному формированию опорно- двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики;
-связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны).
2.Становление целенаправленности
сфере.

и саморегуляции

в двигательной

3.Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы, способы и методы образовательной деятельности по
реализации образовательной области «Физическое развитие»
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная
деятельность с
семьей

Формы
организации
детей

Индивидуальные

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

способы и методы образовательной деятельности
Наблюдение.
Закаливание.
Прогулки. Игра
Игровое
упражне-ние.
Проблемная
ситуация.
Обсуждение
спор- тивных
достижений
Создание
коллек-ций.
Беседы.

Игры
(подвижные,
спортивные,
дидактические).
Тематические
досуги.
Праздники.
Развлече-ния.
Проектная
деятельность

Театрализованная
деятельность.
Игры (дидактические, подвижные,
спортивные).
Самостоятельная
двигательная
деятельность.

Создание
соответствующей
предметно-развивающей
среды.
Проектная деятельность.
Прогулки.
Праздники.

Рассматривание
иллюстраций.
Сюжетно- ролевая
игра.

Викторины.

2.2. Особенности образовательной деятельности в группе
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н А 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 неделя

СЕНТЯБРЬ
Ранний возраст
«Малыши – крепыши в детский
сад пришли»

Дошкольный возраст
«День Знаний»
«Неделя Безопасности»

2 неделя

3 неделя
4 неделя
5 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя

Адаптация
«Урожай у нас хорош»
Овощи и фрукты
Адаптация
«В деревне у бабушке»
Домашние птицы и животные
«Любимые питомцы»
«Наш детский сад»
ОКТЯБРЬ
«Что нам осень подарила»
«Лесные животные»
«Мир на колёсах»
«Я в мире человек»
НОЯБРЬ
«Мир растений» (растении
нашего участка)

2 неделя

«Мой дом» (мебель)

3 неделя

«Мы гулять пойдём» (одежда и
обувь)

4 неделя

«Моя семья»
(День Матери)

1 неделя

ДЕКАБРЬ
«Здравствуй, зимушка зима»

2 неделя

«Зайка беленький сидит»

3 неделя

«Ёлочка – красавица, детям
очень нравится»
«Сказочное волшебство»
«Зимушка зима» (украшение
групп, выставки и праздники)

4 неделя
5 неделя

3 неделя
4 неделя
5 неделя

ЯНВАРЬ
«Зимние загадки»
Литературный калейдоскоп
«Сказки для самых маленьких»
«В гостях у сказки»
Театральная неделя

ФЕВРАЛЬ

Диагностика
«Урожай у нас хорош»
Овощи и фрукты (мл.и ср.гр)
Овощи, фрукты и хлеб (ст. и
подг.гр)
Диагностика
«В деревне у бабушке»
Домашние птицы и животные
«Любимые питомцы»
«День пожилого человека»
«Наш любимый детский сад» (ко
Дню дошкольного работника)
«Что нам осень подарила»
(мл,ср,ст гр), «Хлеб всему голова»
(под.гр)
«Лесные животные»
«Мир на колёсах»
«Я в мире человек» (профессии)
«Мир растений» (природа родного
края) (мл,ср гр)
«Донской край» (ст, под.гр)
«Мой любимый город» Казаки в
станице (ст, под.гр)
«Я живу в России» (русские
обычаи, быт русского народа,
народные промыслы, народные
праздники)
«Моя семья» (мебель, одежда,
семейные традиции)
(День Матери)
«Зимушка хрустальная»
Неделя воинской славы (ст,
подг.гр)
«Животные зимой» (мл, ср. гр),
Животные Африки и Антарктиды
(ст, подг .гр)
«Ёлочка – красавица, детям очень
нравится»
«Сказочное волшебство»
Неделя зимних игр и развлечений
(украшение групп, выставки и
праздники)

«Зимние загадки»
Литературный калейдоскоп
«Жизнь зверей зимой»
«В гостях у сказки»
Театральная неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

«В гостях у доктора Айболита»
«Мир нужных вещей»
«Мы юные путешественники»
«День Защитника Отечества»

«Азбука здоровья»
«Мир нужных вещей
«Зимний спорт»
«День Защитника Отечества»

МАРТ
1 неделя
2 неделя

«Мамы родные важны»
«Тает снежок, расцвел лужок»

3 неделя

«Народная игрушка (матрёшка,
петрушка, свистулька)»
«Вода-волшебница»
«Берегись автомобиль».

4 неделя
5 неделя

«Мамы родные важны»
«Весна пришла – весне дорога!»
«Устное народное творчество»
«День птиц»
ПДД «Друзья светофора»

АПРЕЛЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

«День смеха»
«Мы едем, едем».
«Земля - наш общий дом» (День
Земли - 22 апреля)
Неделя пожарной безопасности
День Пожарного (30 апреля)
МАЙ
«На нашей поляне растёт
одуванчик»
«Цветочная неделя»
«Насекомые»
Диагностика
«Вот так мы выросли»

«День смеха»
«Космическое путешествие»
«Земля - наш общий дом» (День
Земли - 22 апреля)
Неделя пожарной безопасности
День Пожарного (30 апреля)
«Этих дней не смолкнет слава»
«Комнатные растения»
«Город и деревня»
Диагностика
«Подводный мир»

2.2. Особенности осуществления разных видов деятельности и
культурных практик
Технологии создания атмосферы радостного проживания
дошкольного детства
Важнейшим условием реализации Образовательной программы является
создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять
ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть
увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание
условий
для формирования доброжелательного
внимательного отношения детей к другим людям;

и

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);

• развитие детских
деятельности.

способностей, формирующихся в

разных видах

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический
стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
•создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления
эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать
решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к
другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать
проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим
убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые
ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов
Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по
достижению этих целей.
Система
дошкольного образования в образовательной организации
должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и
познавательная активность. В Организации должны быть созданы условия
для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность,
любопытство и стремление узнавать новое.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие
уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на
ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к
сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть
обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его
личности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в
детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время
режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим,
учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое
мышление и воображение.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет
уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному
состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В
дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в

которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким,
какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных
средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к
личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе
происходящим в детском саду;
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети
играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в
небольшой группе детей.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к
людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям
доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать
возникающие конфликты.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям
педагогу следует:
• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их
смысла;
• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по
созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила
для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение
понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии
с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения) .
Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет
строиться
с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей
может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен
выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
•учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными
объектами, в том числе с растениями;
•изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с
возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных
решений.

им

С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно
создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
•
совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно
предлагать специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и
пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе,
команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе,
команде.
Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской
инициативы и включали импровизации и презентации детских
произведений.
2.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования,
реализуемый с детьми.
Цель: Развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и
истории
Донского
края,
зарождение
личностных
смыслов.
Задачи:
- развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.
- создание условий, обеспечивающих познание ребёнком ценностей
истории и культуры родного края, способствующих зарождению
личностных смыслов.
- развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе
восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных
произведений искусства родного края.
- развитие творческого потенциала дошкольников в художественноизобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.

Раздел «Моя родина – мой город Донецк»
Тематический цикл занятий
Месяц

Сентябрь

Тематика

«Наш детский сад»
Экскурсии по детскому саду.
Рассказ воспитателя «Кто работает на кухне», «Чистые
простынки».
Оформление фотоальбома «Наша группа»

Октябрь

«Моя семья»
Оформление фотоальбома «Это мы», беседа «Мои родные
люди», «Любимая игрушка».
«Мой город»
Прогулка по микрорайону. Беседа «Моя улица».
«Дом, в котором я живу» (изодеятельность). Развлечение
«Осенины».

Ноябрь

«Кого мы любим»
Рассказывание «Моя мама», изготовление подарков, выставка
«Мамины умелые руки»

Декабрь

«Зимняя сказка»
Выставка «Новогодние чудеса», рассказы детей «Скоро, скоро
Новый год», «Елочка-краса» (изодеятельность), утренники.
«Зимние загадки»

Январь

Прогулка по территории ДОУ, микрорайону; «Наш участок»
(коллективное рисование)

Февраль

«Кто где работает»
Беседа «Труд взрослых», оформление стенгазеты «Вот как мы
трудились»,
утренник «День защитника Отечества»,
изготовление подарков, выставка рисунка «Мой папа».

«Мамы разные важны»
Март

Выставка рисунка «Моя мама», рассказы детей «Как мы играем
дома», изготовление подарков, утренник.

Апрель - май «Мы живем в Донецке»
Прогулки по микрорайону, беседа «Они защищали Родину»,
«Салют Победы» (изодеятельность).
Июнь –
август

«Мой родной город»
Рассказ воспитателя «Улицы моего города», «Мой город
совсем невелик», коллаж «Портрет нашего города».

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Представлен в приложении №1
III. РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Методические обеспечение программы.
Образовательная область

Методические материалы

( направление)
Социально-коммуникативное
развитие:
1.
Нравственное воспитание
2.
Коммуникативная
деятельность
3.
Трудовое воспитание
4.
Безопасность

-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова,
Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.
-Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина Методические
разработки «Основы безопасности детей дошкольного
возраста» -М : Просвещение,2007г
-Трудовое воспитание в детском саду. Методические
рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С. Комарова,
Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
-Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (средняя группа)» М «ЦГЛ» 2004г
-Т.А. Фалькович, Л.П Барылкина «Сценарии занятий по
культурно-нравственному воспитанию. Комплексная программа
развития дошкольников» «ВАКО» 2006г
-К.Ю.Белая «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на
улице» М «Просвещение 2001г.
-Н.Я.Михайленко Н.А.Короткова «Организация сюжетной
игры в детском саду. Пособие для воспитателей» 2-е изд М
«Гном и Д» 2000г.

-ФЭМП

-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова,
Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.



-Технология ценностно-смыслового развития

Познавательное развитие:

Конструирование

дошкольников


Ознакомление с
окружающим миром

Нравственное воспитание

(авторы Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь,

Н.А. Платохина),

Ростов-на-Дону, 2005г.
-Е.В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников.
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с
детьми 3-6 лет по программе «Радуга» -М: Просвещение ,2000г
-Е.В. Соловьева «Моя математика. Знакомимся с числами.
Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста»
-А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических
способностей детей
4- 5
лет Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. » -М:Владос, 2005г»
-Т.И.Гризик «Познаю мир Методические рекомендации для
воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе
«Радуга» -М: Просвещение , 2000г
-Л.А Кондрыкинской «С чего начинается Родина? Опыт работы
по патриотическому воспитанию в ДОУ» -М: Творческий
центр, 2004г
-Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живем в России гражданскопатриотическое воспитание дошкольников» -М: Скрипторий,
2013г
-С.Н. Николаева. Методические разработки «Юный эколог» –
М: Просвещение, 1998.

Речевое развитие:

реализация речевых задач

творческое развитие

ознакомление с худ.
литературой

предпосылки обучения
грамоте

-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова,
Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.
- И.П.Ильчук В.В Гербова «Хрестоматия для дошкольников 57 лет» -М: АСТ, 1998г.
-Т.Н. Гербова «Учусь говорить. Методические рекомендации
для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе
«Радуга» -М: Просвещение, 2000г
-Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и
конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С.
Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М.
Юртайкина. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство,
1999г
-Л.В. Бех «Речевое развитие дошкольников. Учебнометодическое пособие» РО ИПК и ПРО , 2007г.

Художественно-эстетическое
развитие
Художественное творчество
Продуктивная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
Музыка

-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова,
Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.
-Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная
деятельность детей. Методические рекомендации для
воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе
«Радуга» -М: Просвещение, 1999г
-Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество.
Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией» -М:
Просвещение, 1986г

-В.М.Кошелев «Художественный и ручной труд в детском саду.
Книга для воспитателей и родителей» -М: Просвещение ,2001г.
-.Н. Костина «Камертон. Методика музыкального образования
детей раннего и дошкольного возраста» -М: Линка-Пресс,
2008г
-С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика.Хореография в детском
саду» -М:Линка-Пресс, 2006г
-Н.М. Амирова, О.П.Власенко «Осень в гости к нам пришла.
Сценарии утренников и развлечений для дошкольников» -М:
Учитель, 2009г
-И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.
Средняя группа. Планирование, конспекты, методические
рекомендации» -М:Карапуз-Дидактика, 2006г
-Н.Ф Сорокина Л.Г.Миланович «Куклы и дети Кукольный
театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5лет (в семье и
в детском саду» -М: Обруч, 2012г
Физическое развитие

-Программа по воспитанию, развитию и образованию детей
от 2 до 7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В.В.Гербова,
Т. И. Гризик и др — М: Просвещение, 1997г.
-Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет»
М. «Просвещение» 1986г
-В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак «Физкультурные- праздники в
детском саду. Книга для воспитателей детского сада» -М:
Просвещение, 2001г.
-О.Б.Казина «Лучшие спортивные занятия, праздники и
развлечения в детском саду» -М: Академия развития, 2009г
-Н.Н. Луконина Л.Е Чадова «Физкультурные занятия в детском
саду» - М :Айрис-пресс, 2009г
-А.Н.Савичева «Физкультура- это радость. Спортивные игры с
нестандартным оборудованием» -М :Детство-пресс, 2003г

3.2.Организация жизнедеятельности в средней группе детского сада.
3.2.1. Режим дня
Режимные моменты
Дома. Подъем детей, гигиенические
процедуры

Холодное время года

6.30-7.30
6.30-7.30

В ДОУ. Прием детей.

Самостоятельная игровая
деятельность детей.

Теплое время года

7.30-8.30
7.30-8.00

Приветствие

8.10-8.20

8.10-8.20

Утренняя зарядка

8.20-8.30

8.20-8.30

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.30-8.55
Самостоятельная деятельность.
Подготовка к занятиям. Дежурства

НОД
1 занятие

8.30-8.55

8.55-9.15

8.55-9.30

9.15-9.35

2 занятие
Игровая деятельность. Труд.

9.45-10.05
10.05.-10.25

Подготовка к прогулке. Прогулка

10.25-12.00

9.30-12.00

Возвращение с прогулки.
Гигиенические процедуры

12.00-12.20

12.00-12.20

Обед

12.20-12.40

12.20-12.40

12.40-15.00

12.40-15.15

15.00-15.55

15.15-15.55

15.55-16.15

15.55-16.15

Подготовка ко сну.

Дневной сон

Пробуждение. Гимнастика.
Гигиенические процедуры.

Совместная деятельность (занятие,
индивидуальная работа досуг
Подготовка к полднику. Полдник
Самостоятельная игровая
деятельность. Индивидуальная
работа

Подготовка к прогулке.
Прогулка.

16.15-16.40

16.40-18.00

16.15-18.00

Уход детей домой
Дома. Прогулка, игры,
гигиенические процедуры.
Укладывание, ночной сон

20.30-6.30(7.30)

20.30-6.30(7.30)

3.2.2. Расписание занятий.
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Развитие речи

Математика

Познавательное

Лепка

Аппликация/

Музыкальное

Физкультура

Рисование

Музыкальное

конструирование

Физкультура на
воздухе

Развитие речи

Физкультура

3.2.3. Оздоровительная работа.
План оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ

мероприятия

количество

место проведения

Кварцевание групповых помещений

ежедневно по 20
минут

групповая комната

Утренняя гимнастика

ежедневно по
графику

зал

Дыхательная гимнастика

2 раза в день

групповая комната

Гимнастика после сна

Согласно режиму

групповая комната

Фитонциды

ежедневно

группов. комната

Бутилированная очищенная вода

постоянно

групповая комната

Закаливание

ежедневно

групповая комната

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

участок ДОУ

3.2.4. Традиции, обычаи, праздники.
Традиции группы:

«Дни рождения»;
Праздники «Для всех, и для каждого»;
«Утро радостных встреч»;
«Утреннее приветствие»;
«Сладкий вечер».

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Направление

Материалы

Атрибутика для с-р игр по возрасту детей ( «Больница», «Автосервис»
Социальнокоммуникатив «Магазин»,«Парикмахерская»)
ное развитие
набор модульной мебели для с/р игр «Больница», «Магазин», «Кухня»,
«Парикмахерская»
Наборы : «Маленький доктор», «Парикмахерская», «Дикие
животные»,«Ферма».
Комплекты одежды для кукол. Коляски для кукол
Машины разных размеров и назначений.
Предметы домашнего обихода среднего размера: сумки, корзинки, ведерки,
щетка, таз, утюг, телефон).
Набор посуды ( столовой, чайной, кухонной)
Наборы объемных и плоских мелких игрушек
Предметы- заместители

Инвентарь для трудовой деятельности
Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП
Макеты перекрестков, районов города,
Дорожные знаки
Литература о правилах дорожного движения

Познавательно Календарь природы
е развитие

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
Литература природоведческого содержания,набор картинок, альбомы
Материал для проведения элементарных опытов
Обучающие и дидактические игры по экологи
Природный и бросовый материал.
Конструкторы разных типов
строительные наборы разного размера (деревянные, пластмассовые)
Дидактический материал по сенсорному воспитанию
Дидактические игры. Настольно-печатные игры.
Тематические коллекции «Кашка-малашка», ракушек,шишек, бумаги,
пуговиц, ткани и др.
Образцы русских и казачих костюмов
Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
Предметы, иллюстрации русского быта и казачьего быта

Детская познавательная литература
Речевое
развитие

Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
Иллюстрации по темам образовательной
деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с
художественной литературой
Материалы о художниках – иллюстраторах
Портрет поэтов, писателей
Настольно-печатные игры
Серии картинок «Посмотри и расскажи»

Художественн Бумага разного формата, разной формы, разного тона
о-эстетическое
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, салфеток,
развитие
пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие картона
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок,

салфеток для аппликации
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и
родителей
Репродукции картин
Альбомы- раскраски различной тематики
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные
картинки
Предметы народно – прикладного искусства
Детские музыкальные инструменты
Магнитофон. Аудиозаписи
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Игрушки- самоделки
Ширма. Наборы кукол для показы театра
Настольные и пальчиковые театры
Костюмы для уголков «Ряжения». Элементы декораций

Физическое
развитие

Флажки, ленты, «косички»,веревочки и др.Скакалки
Для катания, бросания, ловли мячи разных размеров
Массажные мячи
Атрибуты к подвижным и спортивным играм
Обручи. Кегли, городки,кольцебросс
Нестандартное оборудование
«Сухие бассейны» для массажа ступней ног
Плакаты о здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках,
полезной пище и др
мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на липучках
Мячи большого размера

Приложение 1.
План взаимодействия с родителями воспитанников на 2021-2022уч.г.
Мероприятия

Дата

Ответственные

Родительские собрания :
«Психологические особенности среднего
возраста»,
«Новый год у ворот»

Сентябрь
Декабрь

Воспитатели

Май

«Наши успехи».
Участие родителей в создании
развивающей среды

В течение года

Участие родителей в праздниках,
развлечениях

В течение года

Воспитатели
Музыкальный
руководитель,
воспитатели

День открытых дверей для родителей

Ст. воспитатель,
Март

Анкетирование родителей «Социальный
портрет семьи», «Мнение родителей о
работе ДОУ».

Посещение социально-неблагополучных
семей

воспитатели

Сентябрь

Ст. воспитатель,

Май

воспитатели

В течение года

Ст. воспитатель,
воспитатель,
психолог,

В течение года

Воспитатели

Консультации :
«Ребёнок на дороге», «Оформление
детской коллекции»,
«Роль дидактической игры в семье и
детском саду»,
«Как дарить новогодние подарки»,
«Новогодние костюмы»,
«О важности зимней прогулки», «Что
посадим в огороде»,
«Что такое ЗОЖ».

Общие родительские собрания

Сентябрь-октябрь
Январь. Май

Оформление родительских уголков

Заведующий,
педагоги

Ежемесячно

Воспитатели

Еженедельно

Воспитатели

Октябрь, апрель

Заведующий,
воспитатели

Информация для родителей:
«Чему мы научились»,
«Что мы узнаем»
Экологический субботник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».