Учебный план 2021-2022

Приложение №4
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБДОУ детского сада №15
г.Донецка.
Протокол №1 от 20.08.2021
г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ
детского сада №15 г.Донецка
______________И.В.Жидок
Приказ № 100 от 20 .08.2021

Учебный план
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №15
муниципального образования «Город Донецк»

на 2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план МБДОУ детского сада №15 г.Донецка составлен на
основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
разработанную в соответствии
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
(принятый Государственной Думой РФ 21.12.2012 г., вступивший в силу
01.09.2013 г.)
- с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об
утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении"
- нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ростовской
области, органов местного самоуправления и Учредителя;
-Уставом МБДОУ детского сада
№15 г.Донецка, согласованным с
Бюджетным отделом Финансового управления Администрации г. Донецка
20.08.2015 г., Комитетом по управлению имуществом г. Донецка 20.08.2015
г., утверждённого Муниципальным учреждением отдела образования города
Донецка Ростовской области 27.08.2015 года
-договором между Учредителем и МБДОУ детским садом №15г.Донецка
-Лицензией на образовательную деятельность (лицензия серия 61Л01
№0002747, регистрационный номер 5227 от 07.07.2015 г.);
-договором между МБДОУ детским садом №15 г.Донецка и родителями
(или их законными представителями);
-Локальными актами образовательного учреждения;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 г. Москвы «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648 – 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"

В структуре учебного плана выделяется 2 части. Первая обеспечивает
выполнение основной общеобразовательной Программы дошкольного
образования «Радуга» для детей 4 – 7 лет, созданная авторским коллективом
лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством Е.В.
Соловьёвой
Вторая
часть
плана
обеспечивает
выполнение
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» для детей от 1,5 – 4 лет. Программа разработана редактором АНО
ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования»,
декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических
наук, профессор Н.Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического
воспитания
МГГУ
им.М.А.Шолохова
–Т.С.Комарова;
доктор
педагогических наук Т.С. Комарова.«МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2016 г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений раскрывает
работу МДОУ по реализации национально-регионального компонента
образования,
которая
осуществляется
на
основе
региональной
Программы«Родники Дона»( авторы Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А.
Платохина)
А так же реализацию парциальной программы: «Цветные ладошки»
И.Лыковой;
Рабочей программы воспитания МБДОУ детского сада №15 г.Донецка на
период 2021 – 2022гг
В учебный план включены пять направлений, обеспечивающих,
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствует определенное содержание
психолого- педагогической работы:
- социально-коммуникативное развитие: социализация, развитие общения,
нравственное воспитание, самообслуживание, самостоятельность, трудовое
воспитание, формирование основ безопасности;
- познавательное развитие: первичные представления об объектах
окружающего мира, приобщение к социокультурным ценностям,
формирование элементарных математических представлений, ознакомление
с миром природы;

- речевое развитие: развитие речи, подготовка к обучению грамоте,
приобщение к художественной литературе;
- художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству,
изобразительная
деятельность-рисование,
лепка,
аппликация,
художественный труд; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная
деятельность;
- физическое развитие: формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни, физическая культура.
Каждому направлению соответствует определенная непрерывная
непосредственно
образовательная
деятельность:
социальнокоммуникативное, познавательное развитие: ознакомление с окружающим
миром/с природой, социальный мир, сенсорное развитие, формирование
элементарных математических представлений,
- речевое развитие: развитие речи, подготовка к обучению грамоте;
- художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация,
музыка;
- физическое развитие: физическая культура.
В группах для детей от 1,5 до 3 лет основная образовательная
деятельность осуществляется в первую половину дня ежедневно по всем
образовательным областям.
В группах для детей от 3 до 7 лет организованная образовательная
деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня.
Для профилактики утомления детей занятия познавательно-речевого
направления сочетаются с занятиями физического и художественноэстетического направления. Продолжительность занятий соответствует
санитарно

-

эпидемиологическим требованиям. В середине занятий

проводятся физкультминутки. Перерывы между занятиями – 10 минут.
Организованная образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской,

коммуникативной,

продуктивной,

музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и

методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы

и

решения конкретных образовательных задач.
Содержание психолого-педагогической работы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям:
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано
в

ходе освоения всех образовательных областей наряду с

отражающими

специфику

каждой

образовательной

задачами,

области,

с

обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с
возрастом детей основными направлениями их развития.
Задачи образовательных областей по направлениям решаются во время
непрерывной образовательной деятельности:


на специально организованных формах обучения;



в процессе
деятельности;



образовательную
режимных моментов;




организации
деятельность,

различных

видов

осуществляемую

детской
в

ходе

самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная)

и вариантная (модульная) часть. Инвариантная часть содержит такие
направления: познавательное, речевое, социально – коммуникативное,
художественно – эстетическое, физическое развитие реализуется через

организованную

непосредственно

образовательную

деятельность.

Вариативная часть реализуется через кружковую деятельность.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой

и

возможностями образовательных областей. Необходимыми требованиями
при составлении учебного плана являются: соблюдение минимального
количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое
определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая
нагрузка.
Основная образовательная деятельность, требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в
первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (со
вторника по четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными
занятиями. В середине непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводят физкультминутку. При этом из общего
времени 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного
напряжения, остальные 50% - на занятия эстетического и оздоровительного
циклов.
Учебный план позволяет использовать принципы дифференциации и
вариативности,

а

также

обеспечивает

своевременное

физическое,

познавательное, речевое, социально - коммуникативное и художественно –
эстетическое развитие ребёнка на каждом возрастном этапе его жизни.

Регламентирование образовательного процесса на неделю:

- продолжительность учебной недели - пять дней;
- общее количество занятий в неделю в группах:
от 1,5 года до 2 лет - 10 занятий (продолжительность – 8 -10 мин)
от 2 лет до 3 лет

- 10 занятий (продолжительность – 10 мин)

от 3 лет до 4 лет

- 10 занятий (продолжительность – не более 15 мин)

от 4 лет до 5 лет

- 12 занятий (продолжительность – не более 20 мин)

от 5 лет до 6 лет

- 13 занятий (продолжительность – не более 25 мин)

от 6 лет до 7 лет

- 14 занятий (продолжительность – не более 30 мин)

Перерыв между занятиями – 10 минут.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Образовательн
ая область

Количество занятий в неделю

Содержание
образовательно
й области

1-я, 2-я

Младш

Средня

Старша

Подгото

группа

ая

я

я

в.

группа

группа

группа

раннего
возраст

группа

а
Физическое развитие

Физическая

Физкультурное

2

2

2

2

2

-

1

1

1

1

культура
Здоровье

Приобщение

к

здоровому
образу

жизни,

игровая
двигательная
актив-ность

на

прогулке
Познавательно – речевое развитие
Познание

Познавательное
развитие
Формирование
элементарных
математических

1

1

1

1

1

1

1
1

1
2

представлений

Конструировани

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

-

1

2

2

1

2

2

2

е
Обучение
грамоте
Развитие речи

Развитие
связной,
грамматически
правильной речи
Художественно – эстетическое развитие

Художественн
ое творчество

Рисование

1

1

1

1

1

Лепка

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

2

2

2

2

10

11

12

13

15

Аппликация
Музыка

Музыкальное

ИТОГО
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Кружок
направленности

интеллектуальной
«Волшебные

шашки»

Кружок естественно – научной
направленности «Юный эколог»

2
по
25мин

2
по

30мин

2
Кружок

–

по 25

1 по 30

творческой направленности «Арт -

мин

мин

терапия»

художественно

Максимально допустимый объем учебной нагрузки на ребенка
в организованных формах воспитательно-образовательной работы

Содержание

Наименование возрастных групп
2
1 группа
раннего
возраста

группа
раннег
о
возрас

Младш Средн

Старша

ая

яя

я

группа

группа группа

Подготов
ительная
группа

та
1

Количество

1

1

возрастных групп

1

1

1

6 групп

Длительность
условного учебного

8

10

15

20

25

30

80

100

165

240

325

450

216

270

446

648

878

1215

часа

Объём
образовательной
нагрузки в неделю
(кол/мин)

Объём
образовательной
нагрузки
(кол/мин)

в

год

Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е.Вераксы
и её методическое обеспечение
Группы раннего возраста
Разделы

Литература

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Социальнокоммуникативное

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Познавательное
развитие

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Речевое

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Художественно –
эстетическое
развитие

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Физическое

Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е.Вераксы
и её методическое обеспечение
Младшая группа
Разделы

Литература

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Социальнокоммуникативное

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Познавательное
развитие

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Речевое

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Художественно –
эстетическое
развитие

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Физическое

Общеобразовательная программа «Радуга» под редакцией
Е.В.Соловьёвой
и её методическое обеспечение
Средняя, старшая и подготовительная группы

Разделы

Социальнокоммуникативное

Литература
Программа «Радуга»,для детей 3 – 7 лет, созданная авторским
коллективом лаборатории Института общего образования МО РФ под
руководством Е.В.Соловьёвой.
Программа «Радуга», под руководством Е.В.Соловьёвой.
Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина Программа «Основы
безопасности жизнидеятельности дошкольников»
С.Н.Николаева «Формирование начал экологической культуры»
С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками»
И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет»
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (младшая группа)»
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (средняя группа)»
.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (старшая группа)»
Т.А. Фалькович, Л.П Барылкина «Сценарии занятий по культурнонравственному воспитанию»
САК. Козлова «Мы имеем право. Учебно-методическое пособие»
Н.И. Элиасберг «Права ребенка-это ваши права»
К.Ю.Белая «Твоя безопасность»
К.Ю.Белая «Безопасность»
Н:.В. Пикулева « Слово на ладошке»
Е.А.Бондаренко «Развивающие игры»
Н.Я.Михайленко Н.А.Короткова «Игра дошкольника»; «Как играть с
ребёнком»
М.Г.Копытина «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте»
О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети»
Перспективные планы и методические разработки к программе «Ребенок в

Познавательное
развитие

социуме»
Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения»
Н.И. Оверчук Программа «Мой родной дом»
М.М.Безруких, Т.А.Филлипова «Разговор о правильном питании»
Н.В.Краснощёкова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного
возраста»
О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
Т.А.Шорыгина «Беседы о человеке с детьми 5 -8 лет»; «Общительные
сказки»
Н.Н.Шуть «Волшебные ключи игромастера»
Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества»
К.Ю.Белая, В.М.Сотникова «Разноцветные игры»
И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина «Играют мальчики», «Играют девочки»
С.Коренблит «Весёлый день дошкольника»
В.В.Горбунова «Организация летнее –оздоровительной компании в детском
саду»
Программа «Радуга», под руководством Е.В.Соловьёвой.
Е.В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
Е.В. Соловьева « Моя математика. Какоя он, этот мир?»
Е.В. Соловьева « Моя математика. Знакомимся с числами»
Е.В. Соловьева « Моя математика. Количество и счет»
Е.В. Соловьева « Учимся считать. В мире чисел»
А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей
детей 3-4 лет»
А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей
детей 4- 5 лет»
А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей
детей 5-6 лет»
В.П. Новикова «Математика в детском саду»
Т.Д Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста»
А.А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием»
Д. Альтхауз «Цвет. Форма. Количество»
Е.Н.Лебеденко «Формирование представлений о времени у дошкольников»
З.А.Михайленко «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
З.В.Лиштван «Конструирование»
И.А.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
С. И.Николаева «Юный эколог»
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»
В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями»
Н.Н.Мазильникова «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период»
Т.Г. Кобзева И.А.Холодова «Организация деятельности детей на
прогулке»
Т.И.Гризик «Познаю мир»
Т.И.Гризик «Познаю мир. Развивающая книга для детей младшего
возраста»
Т.И.Гризик «Познаю мир Развивающая книга для детей среднего возраста»
Т.И.Гризик «Познаю мир Развивающая книга для детей старшего возраста»

Речевое развитие

Т.И.Гризик «Познаю мир. Методические рекомендации по
познавательному развитию детей подготовительной к школе группе»
Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»
Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина»
Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живем в России»
Н.А.Рыжова С.И. Мусиенко «Воздух вокруг нас»
Н.Н. Баукова «Мир вокруг нас»
Г.Н. Калайтанова «Развитие представлений о человеке в истории и
культуре»
И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»
Р.М.Чумичева «Технология ценностно-смыслового развития
дошкольников»
Т.Ю. Яновская «Как устроен человек? История для детей»
О.И Дыбина «Что было до… Игры –путешествия в прошлое вещей»
Л.Л. Тимофеева А И Уман «Комплексные развивающие занятия»
Л.В.Управителева «Подготовка к школе в детском саду»
Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»
Е.Ю. «Тематические недели в детском саду»
А.М.Страунинг «Росток»
Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини – музей в детском саду»
Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе»
И.Шурко «Сказки и были о морях и океанах»
Т.И.Тарабарина «Детям о времени»
Т.В.Потапова «Беседа с дошкольниками о профессиях»
В.П.Гудимов «Тематические загадки для дошкольников»
В.В.Зайцев «Математика для дошкольников»
Б.П.Никитин «Ступеньки творчества»
Е.Синицына «Умные занятия»Е.А.Гальцова «Дошколятам досуг – хороший
друг»
Ю.Гурьянова «Математические игры и головоломки для малышей»
В.Волина «Праздник числа»
Л. Генденштейн «Арифметические игры для детей 6 -7 лет»
Л.Е.Белоусова «добрые досуги»
Е.Ю.Рогачёва «Тематические недели в детском саду»
И.Урмина «Инновационнаядеятельность в ДОУ»
Е.А.Паникова, В.В.Инкина «Беседы о космосе»
Программа «Радуга», под руководством Е.В.Соловьёвой.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада»
.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Т.Н. Гербова «Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного
возраста»
В.В.Гербова «Учусь говорить:Пособие для детей среднего дошкольного
возраста».
В.В.Гербова «Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного
возраста»
Ушакова «Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой в
младшей группе »
Ушакова «Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой в
средней группе»
Ушакова «Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой в
старшей группе »

Ушакова «Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой в
подготовительной группе
Л.В. Бех «Речевое развитие дошкольников»
Л.А. Горбушина «Выразительное чтение»
М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»
М.А. Богуш «Речевая подготовка детей к школе»
Е.А.Бондаренко «Развивающие игры»
Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
Хрестоматия для дошкольников
Л.Б. Фисюкова «Воспитание сказкой»
Л.Б. Фисюкова «От трех до семи»
Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»
М.Ф Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
И.А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»
Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать»
Л.И. Козырева «Развитие речи детей до 5 лет»
Л.И. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»

Художественно –
эстетическое
развитие

Программа «Радуга», под руководством Е.В.Соловьёвой
Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»
Н.П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
Т.Г.Казакова «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
Н.Б. Халезова «Лепка в детском саду»
Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»
Л,В. Коп\мпанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке»
Л.Я. Скиданова «Декоративное рисование и аппликация в детском саду»
З.А. Богатеева «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском
саду»
М.А. Гусанова «Аппликация»
Э.Н. Костина «Камертон. Программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста»
С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика»
Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»
Н.М. Амирова, О.П.Власенко «Осень в гости к нам пришла»
И.Ю. Рябцева Л.Ф. Жданова «Приходите к нам на праздник»
Т.М. Орлова С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для
детей 3-5л»
Т.М. Орлова С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для
детей 5-6л»
Т.М. Орлова С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для
детей 6-7л»
И.Л. Дзержинская «Музыкальное воспитание младших дошкольников»
Л.Н.Комиссарова«Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников»
В.Модель Ф Модель «Песенник для детей «Буратино»
Н.А. Метлов «Музыка- детям»
С.И.Бекина Т.П.Ломова «Музыка и движение для детей младшего и

среднего возраста»
С.И.Бекина Т.П.Ломова «Музыка и движение для детей 6-7 лет»
Г.В. Кузнецова «Время праздника»
Т.А.Шорыгина А.С.Петрова «Зимние праздники»
С.И. Мерзлякова «Театрализованные игры»
Е.Г. Ледяйкина Л.А.Топникова «Праздники для современных малышей»
Т.А. Компаниец«Как отпраздновать День рождения в детском саду,дома, в
школе»
Н.А.Щербакова «Музыкальный сундучок»
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа»
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.Средняя
группа»
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.Старшая
группа»
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа»
Т.Н. Тараманенко «Кукольный театр – дошкольникам»
Н.Сорокина «Куклы и дети»
Программа «Радуга», под руководством Е.В.Соловьёвой
Физическое
развитие

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет»
Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»
А.Е. Занозина «Перспективное планирование физкультурных занятий с
детьми 6-7 лет»
Н.Н.Луконина «Физкультурные праздники в детском саду»
В.Н. Шебеко «Физкультурные праздники в детском саду»
О.Б. Казина «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в
детском саду»
А.Н. Савичева «Физкультура – это радость»
И.Е.Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
С.В. Дубровская «Подвижные игры и игровые упражнения для детей от3
до 7лет»
М.А. Рунова «Движение день за днем»
Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»
В.Г. Фролова «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке»
М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика»
О.В. Узорова «Физкультурные минутки»
Г.А. Прохорова «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет»
К.И. Бабина «Комплексы утренней гимнастики в детском саду»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».